Главная » Рост ребенка

Законы роста и развития детей

Реферат: Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребёнка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается— при рождении ребенка она равна в среднем 3,6—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок - роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки—в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.

1. Хрипкова А.Г. Антропова М.В. Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М. Высш. шк. 1985.

3.Гуминский А.А. Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М. 1990 г.

4.Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М. Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н. Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М. 1976.

6. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М. 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М. 1993.

8. Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.

9. Карташев Н.Н. Соломатин С.С. Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М. 1985.

Дополнительная литература

10. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М. 1969.

11. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М. 1983.

12. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

13. Мазурин А.В. Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб. 2000.

14. Смирнов В.М. Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М. 2000.

15. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб. 2003.

16. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М. Просвещение,1975.

17. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – 6-е изд. – М. Медицина, 1982.

18. Морфофункциональное развитие основных физических систем организма детей дошкольного возраста. Под ред. Антроповой М.В. Кольцовой И.М. Педагогика, 1982 г.

19. Физиология подростка/ под. ред. Д.А. Фарбер. – М. 1989.

20. Фарбер Д.А. Корниенко И.А. Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М. 1990.

21. Рохлов В.С. Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии феловека. – М. 1999.

Основные законы роста детей

1. Рост – отражение системного процесса развития . Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов.

2. Замедление скорости роста с возрастом . Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д.

3. Неравномерность изменений скорости роста . Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.

Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам.

Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики.

4. Краниокаудальный градиент роста . Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей.

5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления.

6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам.

7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.

Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток. главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии.

Развитие и воспитание ребенка.

На всех родителей ложится непростая задача – развитие и воспитание ребенка. Для этого недостаточно соблюдать рекомендации врачей, важно уметь самостоятельно заниматься воспитанием. Эта ежедневная обязанность не так трудна, как может показаться на первый взгляд.

Влияет ли беременность на развитие ребенка?

Ошибочно полагать, что беременность не сказывается на воспитании ребенка. Напротив, её ход отражается на психоэмоциональном и физическом состоянии малыша. Чтобы обеспечить оптимальное развитие и воспитание ребенка, необходимо составить календарь беременности. Он может быть представлен в двух формах: недельной и месячной. Календарь необходим для понимания того, какие процессы происходят в организме мамы и ребенка.

Беременность и роды окажут большое влияние на воспитание ребенка в дальнейшем. Во время беременности с плодом рекомендуется разговаривать, читать рассказы, даже петь. Отличное здоровье матери – залог того, что и здоровье ребенка будет крепким. Для этого советуем ознакомиться с материалами, представленными на портале.

Колыбельные песни – на самом ли деле это необходимо?

Колыбельные песни оказывают большое влияние на формирование черт характера ребенка. Грустно, если малыш засыпает под звуки из телевизора. Колыбельные не только позволяют быстрее заснуть, но обеспечивают крепкий сон. Мамины песни – это важное средство, необходимое для полноценного развития малыша. В некотором роде это является первым общением с ребенком, взаимный обмен эмоциями.

Петь детские песни нужно малышу, если он не может заснуть. При этом рекомендуется слегка покачивать ребенка. Движения успокаивают малыша, а нежный голос мамы дарит ему тепло. Особенно важно петь колыбельные детям, учащимся говорить. Они уже начинают понимать смысл слов, что приводит к установлению между ним и его мамой тесной связи.

Развитие мелкой моторики – раскраски и аппликации

Раскраски для детей – не только увлекательный, но и полезный процесс. Он позволяет ребенку увеличить свои знания об окружающем мире, познакомиться с различными цветами и формами, освоить аккуратную штриховку. Раскрашивание сказывается и на мелкой моторике детей, развивает кисть руки, благодаря чему дальнейшее обучение письму будет несложным. При раскрашивании развивается межполушарный контакт, так как визуальный канал мозга оказывается задействованным в работу. Поэтому раскраски для детей рекомендуется использовать с раннего возраста.

Распечатать, скачать раскраски можно на нашем сайте. У нас представлено большое число развивающих раскрасок, которые познакомят ребенка с новыми героями и персонажами.

С ранних лет ребенка нужно приучать работать самостоятельно. Для этого можно распечатать аппликации. Они научат малыша видеть прекрасное, воспринимать различные текстуры предметов, их фактуру. Такой вид творчества, как аппликация, способствует многогранному воспитанию детей. С его помощью они научатся обращаться с ножницами и клеем, аккуратно вырезать фигурки и располагать их в определенном порядке.

Роль сказок в воспитании

Гармоничное развитие ребенка нельзя представить без сказок. Они научат малыша правильным и хорошим вещам, расскажут, как не нужно себя вести, познакомят его с положительными и, наоборот, отрицательными персонажами. Сказки для ребенка также имеются на сайте. Здесь представлена подборка лучших добрых рассказов и повестей, которые с легкостью расширят представление детей об окружающем мире.

Успешное обучение в школе

Чтобы ребенок хорошо знал школьные предметы, такие как математика. русский язык. искусство. география. иностранные языки, с ним рекомендуется заниматься самостоятельно. Для этого до поступления в школу нужно рассказывать малышу об элементарных закономерностях, заранее научить его писать и читать. В этом помогут наработки, представленные на нашем сайте. Они способны обеспечить гармоничное развитие ребенка. На сайте также есть материалы, которые пригодятся и школьникам.

Источники: http://www.bestreferat.ru/referat-247540.html, http://lektsii.org/3-93667.html, http://www.skvorushka.ru/index.php?id=2159Itemid=168option=com_contenttask=view

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения