Главная » Средства для детей

Организация труда детей средство воспитания


Главная | О нас | Обратная связь

Методика организации труда детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения, средства трудового воспитания.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.

В процессе труда происходит:

3. Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),

4. Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),

7. Расширение представлений о сенсорных эталонах,

8. Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

11. Проявления внимания к партнерам по труду.

Методы трудового воспитания:

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы

- демонстрация наиболее сложных моментов в работе

- объяснение предстоящей деятельности;

- детальный показ действий.

Средства трудового воспитания:

1. Собственная трудовая деятельность детей;

2. Обучение трудовым навыкам и организации труда;

3. Ознакомление с трудом взрослых;

4. Организация трудовой деятельности;

5. Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.

Условия воспитания дошкольника в труде.

1. Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;

2. Организация материальной среды и трудового оборудования;

3. Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;

4. Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья;

5. Включение воспитателя в труд детей на правах партнера;

6. Обеспечение нравственно-ценной мотивации;

7. Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.

8. Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;

9. Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;

10. Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.

Экономическое воспитание и образование детей дошкольного возраста.

В настоящее время экономическое воспитание и образование исследуется как отдельная проблема (А.А. Смоленцева, Л.Н. Галкина). Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Уроки гнома - экономика», «Я, моя семья и общество, в котором мы живем», «Дошкольник и экономика». Современная педагогическая теория признает необходимость элементарного экономического образования дошкольника, включая формирование:

- элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама и др.)

- базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономичность, рациональность, деловитость, трудолюбие)

- предпосылок становления экономического образа мышления и ценностных ориентаций.

Усвоению элементарно экономических знаний способствуют сюжетно-дидактические игры («ярмарка», «аукцион», «супермаркет» и др.)

В исследованиях Л.Н Галкиной апробирована программа, состоящая из разделов: «Здравствуй страна Экономика», «Труд всему голова», «В гостях у госпожи торговли», «Среди экономических профессий». А также ряда дидактических игр: «Я спонсор», «Доход - расход», «Биржа», «Банк» и др. Особенность всех программ состоит во включении эмоционально-мотивационного, деятельно-игрового компонентов. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования - самостоятельной области педагогической теории.

Правовое воспитание дошкольников.

Научные поиски идут в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова), педагогическая теория обосновывает необходимость содержания, педагогические условия правового воспитания дошкольников и определяет 3 его этапа:

1. Базовый – знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, социально созданные ситуации, видеозаписи поступков детей)

2. Основной – ознакомление с собственными правилами: на отдых, образование, имя, любовь (чтение художественной литературы, этические беседы, рассказы)

3. Заключительный – рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты (создание коллажа о правах ребенка, этические беседы)

Таким образом в теории и практике процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВДОУ

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетво­ряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С по­мощью этого средства решаются прикладные, практические задачи тру­дового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искус­ство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с по­мощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общест­венную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогиче­ском процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являют­ся: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой органи­зации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продол­жительности (кратковременные или длительные, постоянные или однора­зовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интере­сах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по сто­ловой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство спо­собствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Про­должительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать дей­ствительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эф­фективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоциональ­но-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудова­ние; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонно­стей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо созда­вать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение резуль­татов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой дея­тельности, является организация материальной среды и трудового обо­рудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудо­ванию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требовани­ям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказы­вает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, воле­вое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Тема работы: Трудовое воспитание дошкольников

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская. Отличие труда взрослых и детей. Задачи трудового воспитания. Виды труда дошкольников. Формы организации, условия воспитания дошкольников в труде. Средства трудового воспитания в труде.

Полную версию данного документа с таблицами, графикам и рисунками можно скачать с нашего сайта бесплатно!
Ссылка для скачивания файла находится внизу страницы.

Ссылка для вставки в сайты и блоги :

Цель и задачи трудового воспитания. Методы воспитания сознательной дисциплины. Содержание и формы трудового воспитания младших школьников. Задача воспитания трудолюбия как одна из важнейших в системе формирования личности. Организация труда в школе.

Цели и задачи, формы и методы трудового воспитания в современной семье. Содержание интереса к труду у ребенка, стимулирование трудовых усилий детей родителями. Педагогические условия и взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания.

Труд - важнейшее средство воспитания. Его значение для формирования личности ребенка. Виды труда. Высказывания известных педагогов. Понятие хозяйственно-бытового труда. Виды работ в старшем дошкольном возрасте. Методы руководства. Работа с семьей.

Значение трудового воспитания в развитии ребенка. Трудовое воспитание дошкольников с нормальным развитием и с нарушениями интеллекта. Методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях. Результаты обучающего эксперимента.

Труд и всестороннее развитие личности. Психологический аспект трудового воспитания школьников. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду. Знакомство ребенка с работой взрослых как средство формирования нравственных основ его личности.

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Трудовое воспитание ребенка для социализации, формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении. Развитие социально-бытовых навыков дошкольников, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в помещении.

Трудовое воспитание как педагогическая проблема. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Формирование навыков труда у младших школьников. Пути формирования навыков трудолюбия в семье. Воспитательный потенциал семьи.

Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников

Создание условий для трудовой деятельности в детском саде: содержание и формы организации труда детей в природе в каждой возрастной группе, руководство воспитателя трудом детей. Трудовое воспитание мальчиков и девочек в младших и старших группах.

Создание предпосылок для осуществления всеобщего среднего образования. Повышение квалификации педагогических кадров. Поиск путей повышения уровня знаний школьников. Общественно-политическое и трудовое воспитание учащихся: трудности и нерешенные проблемы.

Создание предпосылок для осуществления всеобщего среднего образования. Повышение квалификации педагогических кадров. Поиск путей повышения уровня знаний школьников. Общественно-политическое и трудовое воспитание учащихся: трудности и нерешенные проблемы.

Источники: http://megaobuchalka.ru/2/9776.html, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26339-metodika-organizacii-trudovoy-deyatelnosti-deteyvdou.html, http://referatwork.ru/new/source/5799text-5799.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения