Главная » Средства для детей

Воспитание детей средствами музыкального искусства

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

составитель: Митрофанова Елена Игоревна – музыкальный

руководитель МБДОУ «Детский сад № 5» г.

Рецензенты: Рыжкова Елена Анатольевна, высшая

квалификационная категория, музыкальный

руководитель МБДОУ «Детский сад № 000» г.

Зайцева Маргарита Линаровна, высшая квалифика -

ционная категория, методист отдела начального и

Корюкина Елена Николаевна, первая квалификаци-

онная категория, старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 5» г. Кургана

В сборнике изложен практический опыт работы Митрофановой Е. И.,музыкального руководителя МБДОУ г. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Солнечный» по гендерному воспитанию дошкольников средствами музыкального искусства. Автором представлены разнообразные дифференцированные формы работы с мальчиками и девочками, а также способы организации различных видов музыкальной деятельности с учетом гендерных особенностей детей.

Данные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями, педагогами–психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

© Митрофанова Е. И.

Одной из приоритетных задач развития дошкольника, способствующей интеграции подрастающего поколения в современный социум, является задача по обеспечению гендерной социализации детей.

Актуальность проблемы очевидна. Кто из родителей не хотел бы видеть в под­растающем сыне настоящего мужчину - опору и радость? Или как воспитать из ма­ленькой девочки женщину со всеми ее слабостями и достоинствами. Полоролевое вос­питание - необходимая часть процесса воспитания детей и подростков. Каждому ребен­ку предстоит стать мужчиной или женщиной. И без соответствующего воздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себя как полно­ценный представитель своего пола.

Уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области воспитания детей разного пола. В настоящее время педагоги образовательных учреждений пони­мают значение проблемы гендерного воспитания, но они недостаточно в ней ориентированы: не имеют четких представлений о сущности понятия «полоролевое поведение», об осо­бенностях воспитания мальчиков и девочек, условиях формирования у детей мужского и женского поведения, специфических методах и приемах. Все это указывает на необходимость разработки методических и практических материалов, в которых учитываются половые особенности детей.

Перед вами первый сборник практических материалов по гендерному воспитанию дошкольников в процессе различных видов музыкальной деятельности, которые могут быть использованы в работе педагогами-психологами, воспитателями, музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений.

1.Роль и место музыкального искусства в гендерном воспитании дошкольников

Под «гендером» понимается социальный пол человека, включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное развитие – овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов; правильное понимание детьми роли мужчины и женщины в обществе; формирование адекватной полу модели поведения.

В МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнечный» г. Кургана уделяется большое внимание проблемам полоролевой социализации детей. Для их успешного решения необходимы усилия всех специалистов детского сада. Работа по формированию гендерной принадлежности равномерно распределена между педагогами, что позволяет избежать дублирования в образовательной деятельности и перегрузки детей.

Музыка – одно из средств полоролевого воспитания. Содержание, характер, жанры музыкальных произведений – неисчерпаемый источник, потенциал которого нужно активно использовать в процессе гендерного воспитания. Работа по данному направлению прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.

Например, при разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т. д.), мальчики могут овладеть навыками ведущего партнёра, внимание девочек акцентируется на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических упражнениях мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), в движениях девочек преобладают плавность, мягкость (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В процессе организации игры на музыкальных инструментах также используется дифференцированный подход: ложки, барабаны, гармони предлагаются мальчикам, бубны, колокольчики – девочкам. Песни и игрыо мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, элементов мужских и женских костюмов, Наиболее полно всё это используется в музыкально-театрализованной деятельности.

Знания, умения и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культура взаимоотношений девочек и мальчиков проявляются при проведении праздников и развлечений следующей тематики: «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Дочка - моя куколка», «Маленькая красавица», «Путешествие на голубом автобусе», «Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!», «Если хочешь быть военным», «Путешествие по морю профессий», «Мамин день», «Ловкие, сильные, смелые».

При проведении музыкальных праздников и развлечений гендерной направленности мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, покладистыми.

Работа педагогов по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, позволяет повысить уровень культуры поведения и общения детей: мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.

Интеграция позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной социализации детей.

(По вопросам приобретения сборника материалов Митрофановой Е. И. обращайтесь в издательский отдел ГАОУ ДПО ИРОСТ по адресу: 8 или интернет-магазин ГАОУ ДПО ИРОСТ: http://*****/)

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

В последние годы особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к своей Родине, её историческому наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свой родной дом, страну в которой живешь, с уважением относящегося к другим народам.

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны. Родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?

Работу в этом направлении можно разделить на три части:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Рассмотрим каждую часть отдельно.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе «Восприятие музыки».

Начиная со средней группы детского сада, слушая музыкальные произведения, педегогу необходимо постоянно называть фамилию композитора, название произведения, обязательно подчеркивать, что это русская музыка и русский композитор. напоминать это нужно всякий раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме пения. В этом возрасте особенно необходимо проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. Музыкальное воспитание неразрывно связано с фольклором, т. к. традиции русского народа, музыкальная культура - это богатейшее наследие, формирующее основы патриотизма и духовности дошкольника. Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но и требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания.

Однако воспитание партиотизма, гордости за свою Родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью необходимо включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку и т. д.).

Что же касается третьей части работы, то есть – творчества современных композиторов, пишущих для детей, музыкальный руководитель должен проявить особую избирательность. В последнее время появилось много «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкантов, которые считают, что писать музыку для детей несложно. Однако, не всегда такая музыка имеет художественно-эстетическую ценность, и включать ее в репертуар нужно с большой осторожностью. Особого внимания заслуживает творчество таких известных композиторов как Струве, Соснина, Филиппенко, Е. Зарицкой и других. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.

Эффективным средством воспитания патриотических чувств являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети и родители. Родители - активные участники праздников и развлечений: участвуют в сценках, играх, импровизированных оркестрах. Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях очень важное средство воспитания патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.

В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 23 февраля - День защитников Отечества, День Матери и 8 Марта, 9 Мая – День Победы, День рождения станицы, а также народные праздники и развлечения.

«День защитника Отечества» — прививает дошкольникам любовь к своей Родине; поддерживает интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества; формирует качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывает любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.

«День Матери», «8 Марта» - воспитывает у детей доброе отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее. Способствует созданию теплых взаимоотношений в семье, созданию положительной эмоциональной атмосферы.

«Кубанские посиделки», «Кубанская ярмарка» – знакомят детей с народным творчеством, с кубанским фольклором, воспитывают у детей патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, малой Родине, чувство гордости к своей стране. Формирует чувство причастности к духовному наследию прошлого на основе активного, самостоятельного и творческого использования его элементов (песни, потешки, прибаутки и т. д.) в речевой, игровой, музыкально-театральной деятельности.

«День Победы» - формирует представление о празднике Победы, о героизме защитников, о жертвах, принесенных во имя победы, воспитывает уважение к ветеранам войны, единения с людьми в борьбе за мир.

«День рождения станицы» (Музыкальное путешествие с показом слайдов ). Знакомит с историей нашего края и станицы, историческими памятниками и современными достопримечательностями, пробуждает интерес к традициям и людям, прославившим родную землю.

Таким образом, правильная организация музыкальной деятельности и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, что важно для его развития и воспитания патриотизма.

Музыкальное искусство - средство воспитания детей

«Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества»

Музыкальное искусство – средство воспитания детей.

В процессе воспитания детей искусству принадлежит ответственная роль. Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания произведений оно может вызывать различные чувства, чаще добрые. Музыка делает человека выше, чище, лучше, так в подавляющем большинстве она предполагает положительного, героя, возвышенные эмоции.

Д.Д. Шостакович отмечал: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем - нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезли потому, что люди хранят в своей памяти только лучшее». Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве.

Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать музыкальное искусство, любовь к нему, сохраняется на всю жизнь. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыки, если в звуках ребёнок почувствует многообразные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальные мелодии открывают перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство.

Музыка могучее средство эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Именно от формирования слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством, либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.

Что значит слушать музыку? Это значит: слышать, внимать, открывать, переживать, следовать, следить, замечать, познавать, различать, изменять, изменяться, оценивать.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мыщлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки. Музыка – это, прежде всего язык чувств. Она передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступных слову. И если словом ограничивается проникновение учителя в сокровенные уголки души детей, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение - музыка, воспитание не может быть полноценным. Целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в школе на уроках музыки.

Музыкальное воспитание можно понимать как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Главная идея преподавания музыки в школе – «Воспитание не музыканта, а человека». Одна из форм музыкальной деятельности – слушание музыки. Очень важно, что бы процесс восприятия был активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувства и завораживает волю». Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение.

Музыка оказывает большое влияние на духовный мир человека. Хочется верить, что мы сможем приблизить ребят к тому пониманию искусства, о котором хорошо сказал Н.В.Гоголь: « О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!».

Источники: http://pandia.ru/text/78/100/970.php, http://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/patriotichieskoie-vospitaniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-sriedstvami-muzykal-nogho-iskusstva, http://globuss24.ru/doc/muzikalynoe-iskusstvo-sredstvo-vospitaniya-detey

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения